Pinakothek der Moderne in Munich:
February / 2020
from post-impressionism and avant-garde to digital technologies
Pinakothek der Moderne in Munich:
February / 2020
from post-impressionism and avant-garde to digital technologies

Пинакотека современности — это музей современного искусства, расположенный в Мюнхене, столице Баварии, на юге Германии. Собрание Пинакотеки современности продолжает коллекцию Новой пинакотеки, хронологически примерно с 1900 года. Спектр направлений произведений искусства в Пинакотеке современности огромен — от постимпрессионизма и авангардных течений первой трети XX столетия до цифровых технологий сегодняшнего дня.

В Пинакотеке современности располагаются сразу четыре независимых друг от друга музея. Размещение четырех музеев под одной крышей отражает замысел междисциплиционарной концепции Пинакотеки современности. Центральный купол ротонды является входом в музей и исходным пунктом для осмотра экспозиции каждого из отделов музея и дополнительных временных выставок.



ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ В МЮНХЕНЕ :
от постимпрессионизма и авангарда до цифровых технологий


живопись, скульптура, дизайн и современные средства массовой информации

В Пинакотеке современности собраны произведения искусства XX и XXI веков. Количество экспонатов этого музея насчитывает более 20 тысяч. Это произведения живописи, скульптуры, дизайна и современных средств массовой информации.


Музей дизайна мюнхенской Пинакотеки современности принадлежит к числу ведущих музеев дизайна. Здесь впервые в мире были представлены вся история развития прикладного искусства и дизайна, начиная с 1900 года до настоящего момента. В музее представлено крупнейшее собрание промышленного дизайна мира.
Направления экспонатов очень многообразны — от автомобильного дизайна, предметов быта и мебели до дизайна современных украшений или компьютерного дизайна.

Здание музея было построено по проекту архитектора Штефана Браунфельса в 2002 году. Оно заменило стоящие здесь до этого так называемые Турецкие казармы, которые больше не использовались. В центре белого строения из стекла и бетона располагается двухэтажная ротонда с огромным, 30 метров в диаметре, и 25 метров в высоту, куполом. По обеим сторонам отходят два крыла здания. Общая площадь помещений Пинакотеки современности составляет 12 тысяч квадратных метров. Это самое большое здание музея современного искусства Европы.




Внутри здания установлена художественная инсталляция в виде яйца с хромированной отделкой, крепление которой находится непосредственно в самом центре купольной части перекрытия.
В цокольном этаже располагается экспозиция Нового собрания, Музея дизайна и привлекает на себя внимание посетителей большой яркий стенд с подсветкой, за которым размещается экспозиция автомобильного дизайна 20-го века. С этой экспозиции мы решили начинать свое знакомство с музеем.

Citroën DS, 1955—1975
Citroën DS — автомобиль бизнес-класса, выпускавшийся французской фирмой Citroen в 1955—1975 годах.

Появление автомобиля стало огромным культурным и политическим событием послевоенной Европы. Джина Лоллобриджида рекламировала его на заглавной странице октябрьского номера Paris Match[8][9]. Ролан Барт посвятил ему целую главу в своём сборнике философских эссе[10]. Без колёс, в виде устремлённой вверх ракеты, автомобиль был показан на Миланской дизайнерской триеннале (Triennale di Milano) в 1957 году. В дальнейшем он неоднократно фигурировал на страницах журналов и газет, причём в статьях на всевозможные темы, от политических и светских до спортивных, снимался во множестве фильмов.


BAUHAUS
В качестве молодого мюнхенского учреждения и одного из первых музеев Die Neue Sammlung приобрел вскоре после своего основания в 1925 году ( год, когда Баухауз покинул Веймар и переехал в Дессау ) современные работы Баухауза, которые сегодня считаются иконами современного дизайна: Анни Альберс и Гунта Штольцль, игрушки Альмы Бушер и Людвига Хиршфельд-Мак и работы в металле Отто Ритвегера и Вильгельма Вагенфельда. Дальнейшие приобретения были сделаны до самого недавнего времени, добавив важные работы Теодора Боглера, Марселя Бройера, Йозефа Хатвига, Наума Слуцкого и Вильгельма Вагенфельда в коллекцию исторических предметов, почти все из которых впервые представлены публике в Мюнхене.

Художественный куратор Тило Шульц спроектировал инсталляцию комнаты, в которой некоторые из этих жемчужин истории дизайна вступают в диалог с современными позициями. Пять международных художников из различных дисциплин были приглашены для реализации этого проекта в честь 100-летнего юбилея создания Баухауза.

МАРСЕЛЬ БРЕЙЕР


( Marcel Lajos Breuer _1902-1981 )

Брейер Марсель американский архитектор и дизайнер венгерского происхождения, один из основоположников промышленного проектирования, лидер функционализма. Марсель Брёйер может расцениваться как один из наиболее значительных и влиятельных дизайнеров 20-ого столетия.



Стул B11, 1926/27
Кресла, стулья и табуреты Марселя Брёйера из плавно изогнутых стальных трубок стали "визитной карточкой" стиля Баухауза. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона.
Образцы трубчатой мебели Брёйера будучи выпущены миллионами экземпляров, давно заняли устойчивое место среди классики модернизма и надолго определила стилистику мебели во всем мире.



Стул B3 "Василий", 1925/26
Еще будучи студентом в Баухаузе, он увлекался модернистскими экспериментами с дизайном мебели. По окончании Баухауза (1924) работал в одной из его мастерских как живописец и скульптор. В 1925 году Марсель Бройер создал первый стул из стальных трубок. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Брёйер первым применил стальные трубки в производстве мебели.

Этот стул под названием "Василий" в честь Василия Кандинского, преподававшего в те годы в Баухаузе, стал одним из известных произведений Брёйера. В настоящее время стул выпускается фирмой Cassina.



Конструктивистский стул, 1922

Тумбочка, туалетный столик, табуретка
и зеркало, 1925/26

Письменный стол, 1925

ЛЕНА БЕРГНЕР


( LENA MEYER-BERGNER _1906- )

Лена Бергнер принялa во внимание идею, что архитектура - это единое целое, и что текстильный дизайн является фундаментальной частью этого целого: в мире, построенном народной индустрией - архитектурными структурами и городскими сетями, которые составляют искусственную среду, - люди чувствуют себя как дома в мир через артефакты, которые позволяют им сделать такие структуры своими.
Рисунки для вязаных ковров, 1927
Для Бергнер текстиль оказал влияние на жителей здания. В ткани, используемой для мебели, цвет обивки определяется в сочетании с предполагаемым положением предмета мебели, создавая виртуальные состояния прохлады или тепла.
Ткани для рабочих помещений, по ее мнению, должны отличаться от тканей для комнат отдыха. Размышление об использовании тканей открывает целый ряд соображений, имеющих значение для самых скромных и самых роскошных контекстов.


ОТТО ЛИНДИНГ


( OTTO LINDING _ 1895-1966 )

Отто Линдинг был немецким скульптором и керамистом. Линдинг известен своими керамическими чайными и кофейными сервизами модернистского и элегантного дизайна, такими как кофейная чашка L12. Линдинг обучался керамике и скульптуре в различных художественных школах Германии в 1909-1918 годах, а также в качестве ученика у скульптора Макса Бехштейна. В 1919 году Линдинг учился на скульптора в школе Баухауза в Веймаре, но в 1920 году он сменил профессию и начал работать учеником по гончарному делу в гончарном отделении школы Баухауса в Дорнбурге.

Кофейник L-15, 1923
⦁ Чайник, 1924
⦁ чаша для сливок, 1923

КРИСТИАН ДЕЛЛ


( CHRISTIAN DELL_ 1893-1974 )

Коллекция Kaiser Idell берет свои истоки в школе Баухауз. Ее создатель – ювелир и дизайнер Кристиан Делл принимал активное участие в деятельности Баухауза, начиная с 1920-х гг. Светильники Kaiser Idell были созданы Деллом в начале 1930-х специально для компании Gebr. Kaiser & Co. В их названии обыгрывается фамилия автора и немецкое слово idee (идея). Основная новаторская черта – шарнирное устройство, которое позволяет легко менять направление освещения.
Двойная настольная лампа № 6580, 1934

ВИЛЬГЕЛЬМ ВАГЕНФЕЛЬД


( WILHELM WAGENFELD_ 1900-1990 )

Эта лампа определила почерк мастера: трезвый, рациональный, без всяких витиеватостей. Простые формы и естественные цвета Вагенфельд, как говорил он сам, подсматривал у природы. То, что создавали его коллеги по Баухаузу, пионеру промышленного дизайна казалось порой чересчур надуманным и формалистским, не подходящим для использования в быту.
Вагенфельд в совершенстве соединил эстетичность и функциональность, реализовав таким образом свое дизайнерское кредо.




ГЕРРИТ РИТВЕЛЬД


( GERRIT THOMAS RIETVELD_ 1888-1964 )

Знатоки дизайна ХХ века ценят Ритвельда за качественный переход от ремесленного изготовления к концептуальному проектированию. Он придумывал мебель, которая была на порядок проще и cкромнее, чем все современные ему предметы. Ритвельду доставляло удовольствие упрощать, сокращать и экономить.
Весь его ранний опыт проектирования аккумулировался в деревянном кресле, сделанном летом 1918 года из семи направляющих, шести столбов, двух распорок и двух досок. Дизайнер поставил себе цель сделать предмет без массы и без объема, который бы «не вмещал пространство, а позволял пространству свободно протекать».




Кресло, 1919
Предмет был абсолютно революционным и технически настолько передовым, что с момента его появления дизайнеры то и дело стремились достичь той же цели.
Оригинальное кресло стало темой для публикации в De Stijl — журнале, учрежденном голландским художником и критиком Тео ван Дусбургом. Спустя семь лет Ритвельд раскрасил это кресло в красный, синий, черный и желтый цвет. Раскраска была интерпретирована как оммаж голландскому художнику-модернисту Питу Мондриану, самому известному члену объединения De Stijl, названного в честь одноименного журнала, но никаких документальных свидетельств того, что Ритвельд размышлял именно так, нет.


Стул Zigzag, 1932-1933
280 ZIG ZAG
В настоящее время производится фабрикой Cassina коллекция I Maestri
Этот стул, разработанный Ритвельдом в 1934 году, заменяет обычную последовательность спинок ног и сидений на единственный лист дерева в перевернутой форме Z. Это был также один из первых примеров консольного сиденья. Соединения ласточкиного хвоста, видимые сзади между сиденьем и спинкой, демонстрируют качество столярных изделий.


Сервант, 1919

Кресло, 1924

Кресло, 1919

ЧАРЛЬЗ МАКИНТОШ


( CHARLES RENNIE MACINTOSH_ 1868-1928 )

Чарльз Ренни Макинтош — создатель знаменитого стиля «Глазго», самая яркая фигура в британской архитектуре рубежа XIX–XX веков. Подобно многим мастерам эпохи модерна, он был художником-универсалом, апологетом синтеза искусств. Помимо архитектурного проектирования, он конструировал мебель, работал с металлом и текстилем, делал витражи и декоративные панно, был живописцем и графиком, то есть настоящим Мастером, создающим стилистически единую среду обитания человека. Наследие Макинтоша велико и разнообразно. Поразительно, но практически все направления его творчества оказали огромное влияние на развитие мирового дизайна, и до сегодняшнего дня его работы актуальны и постоянно копируются. Видимо, это связано с тем, что Макинтош сумел создать собственный стиль — легкоузнаваемый и безупречно элегантный. Его творчество, предваряющее сразу несколько направлений в искусстве XX века, и ныне остается образцом сочетания функционального рационализма и изящества.




ЛЕ КОРБЮЗЬЕ


( LE CORBUSIER_ 1887-1965 )

В названии знаменитого интерьерного шезлонга LC4 зашифрованы инициалы великого архитектора Ле Корбюзье (Le Corbusier). Однако в создании культового предмета также принимали самое активное участие французские дизайнеры Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) и Пьер Жаннере (Pierre Jeanneret), последний по совместительству является двоюродным братом знаменитого швейцарца.
Шезлонг вместе с другими представителями серии LC был спроектирован в 1928-м для виллы Church по проекту Ле Корбюзье (Виль-д'Аврэ, Франция, 1927). Спустя год, после демонстрации в рамках выставки «Общество осенних салонов» (Salon d'Autumne) в Париже на стенде «Оборудования для жилья», кушетка, названная «машиной для расслабления» (machine à repos), прославилась на весь мир.
Инновационная конструкция: бесконечно регулируемый шезлонг




Каркас кушетки изготовляется методом бесшовной сварки. Основанием для матраса из натуральной кожи, пятнистой шкуры коровы или пони служит решетка из туго натянутых лент
Модернистская округлая конструкция LC4 позволяет пользователю зафиксировать ее в желаемом положении: верхняя часть кушетки принимает практически любой наклон. Предмет подчиняется главному принципу чистого функционального дизайна — эргономике, мебель служит продолжением человеческого тела.




ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ


( FRFANK LLOYD WRIGHT_ 1867-1959 )

Известность Райту принесли «Дома прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 год. «Дома прерий» созданы в рамках концепции органической архитектуры, идеалом которой является целостность и единение с природой.
Для них характерна открытая планировка, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы.





Стул, 1903
Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, разрабатывая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент имел смысл и органично вписывался в создаваемую им среду.
Верный своему девизу «Каждый стул должен быть разработан для здания, в котором он будет использоваться».






ПЬЕР ШАРО


( PIERRE CHAREAU_ 1883-1950 )

Между тенденциями в искусстве Германии и Франции существовала определенная разница. Хотя французы приняли такие материалы, как стальные трубки и зеркальное стекло, они использовали их с большей тонкостью и элегантностью, чем немцы.

Француз Пьер Шаро создавал удивительно гармоничные, привлекательные, как с эстетической, так и с и функциональной точки зрения, предметы. Пик его карьеры приходился на 20-30 годы прошлого столетия. В своих работах Пьер Шаро искусно сочетает древесину , часто экзотических пород , с металлом, экспериментирует со стеклом. В мебели и светильниках разработанных Шаро в различные годы мы наблюдаем переход от арт-деко к модернизму.






Самая известная работа архитектора и декоратора Камиля Шаро – стеклянный дом в Париже, над которым он работал вместе с голландским архитектором Бейвутом. Стеклянный дом Шаро, как и Вилла Савой Ле Корбюзье , построен в короткий период между двумя мировыми войнами, в кульминацию классического модернизма.
Нормальное — враг гениального. Дом сформировали ограничения участка : новое строение было, как бы, вписано в контур старого здания, при этом верхний этаж оказался нетронутым.









ЛЮДВИГ МИС ван дер РОЭ


( LUDWIG MIES van der ROHE_ 1886-1969 )

Немецкий архитектор и дизайнер, один из самых ярких представителей школы Bauhaus.
Людвиг Мис ван дер Роэ - известнейший американский архитектор с немецкими корнями. Он был одним из основателей интернационального стиля в архитектуре, который характеризуется строгими геометрическими формами. Творчество архитектора стремится к максимальной простоте. Его работы отличают ярко выраженные вертикальные и горизонтальные линии, четко выверенные пропорции.
Излюбленными материалами архитектора можно считать сталь и стекло.

Немецкий архитектор-модернист, с 1930 по 1933 год возглавлявший школу Баухаус, запатентовал свой вариант стула из стальной трубки (модель MR 20) в 1927 году. Сама идея консольного стула, имеющего только две опоры вместо четырех, принадлежала голландскому архитектору и дизайнеру Марту Стаму.

Но консольные стулья Стама имели прямолинейную, угловатую форму каркаса, где присутствовали соединения в виде фитингов, а Мис ван дер Роэ предложил собственное решение с цельным изящным полукруглым силуэтом, служившим пружинящим элементом и отвечающим весу человеческого тела.






Стул MR 20, 1927
Сталь виделась дизайнерам наилучшим воплощением индустриальной эпохи. Тонкие стальные основания были практически прозрачными и не препятствовали восприятию пространства.

Но идея консольного стула была новой в то время и история развития ее не лишена конкуренции и драматизма.
Брейер также запустил в серийное производство собственную версию консольного стула. В ней он оптимизировал конструкцию Стама, сделав ее более технологичной и эргономичной. Несмотря на эти преимущества, стул Брейера внешне мало отличался от стула Стама.
Управляющий делами Брейера опытный юрист Антон Лоренц понял, что идея консольного стула – это золотая жила, и в 1928 году приобрел права на стул Стама, после чего предъявлял судебные иски всем, кто пытался его имитировать.

Консольная конструкция Стама была настолько простой, что улучшить ее было практически невозможно. Купив на нее права, Лоренц, сам того не подозревая, вынуждал дизайнеров создавать собственные версии консольных стульев и спровоцировал появление огромного разнообразия металлических консольных конструкций, часто более сложных, чем изначальное решение Марта Стама.







МАРТ СТАМ _ Металлический Стул, 1927
ЛЮДВИГ МИС ван дер РОЭ _ стул 533, 1927
МАРСЕЛЬ БРЕЙЕР _ стул В 55, 1928/29

ЕРИХ ДИКМАНН


( ERICH DICKMANN_ 1896-1944 )

Дикманн, Эрих (Erich Dieckmann) – немецкий дизайнер мебели. Яркий представитель школы Баухауз.
После окончания школы в Баухаузе переехал в Дессау (1925 год). С 1925 по 1930 возглавлял столярную мастерскую в Веймаре. С 1931 года Эрих Дикманн был главой столярной мастерской.

Эрих Дикманн был одним из самых важных дизайнеров мебели в школе Баухаузе. Как и Марсель Брейер, Эрих Дикманн экспериментировал со стальными трубками, но в первую очередь известен своей стандартизированной деревянной мебелью.
Конструкции мебели Дикманна строго геометрические, на основе прямых углов, а также характерной особенностью изделий Дикманна является связь подлокотников и ножек стульев в единую конструкцию.







Кухонный гарнитур из двух частей, около 1928

ЭРНСТ ГАМПЕРЛЬ


( ERNST GAMPERL_ 1965)

Эрнст Гамперль (родился в 1965 году) Немецкий дизайнер. Родился в Мюнхене, после окончания школы самостоятельно изучал столярное дело. В 1990 году открыл собственную мастерскую, специализирующуюся на предметах из дерева. Он спроектировал коллекцию посуды и ваз из дерева для компании Driade.
Является обладателем престижных немецких наград в области дизайна, в том числе Bavarian State Award, Hessian State Award и Danner Award. Его работы демонстрируются в постоянных коллекциях Музея прикладного искусства (Museum für Angewandte Kunst) в Гамбурге, Музея Кестнера (Kestnermuseum) в Ганновере и Музея декоративного искусства (Museé des Arts Décoratifs) в Лозанне.








Вазы из дубовой древесины _ 2002


АНТОНИО да РОС

(ANTONIO da ROS_ 1936-2012)

В 1958 году он начал работать со стекольным заводом Gino Cenedese (тогда Ars Cenedese Murano).
Под его художественным руководством фабрика разработала различные декоративные линии современного дизайна.
В более поздние годы, используя технику стекла «скаво» (особая отделка стекла, похожая на стекло, обнаруженное в результате археологических раскопок), была введена важная декоративная линия в различных новых работах мастера.
Его последние работы были возвращением к традиционным технологиям муранского стекла, выдуваемого вручную, но переосмысленные в контексте современности.








Вазы из стекла _ 1959


ВАЛЬТЕР А. ХОЙФЕЛЬДЕР

( WALTER A. HEUFEDER_ 1926-)

Вальтер А. Хойфельдер, несомненно, является исключительным керамистом и художником. Он проявляет свои качества не только в области сосудистой керамики, но и в области скульптуры.
Как практик, Хойфельдер впечатляет тем, что он владеет практически всеми методами работы и обработки различных керамических материалов в высоком качестве.
В последние 10 лет его работы были сосредоточены на выразительных скульптурных работах в форме «стел» и «ролей», которые он предоставляет персонажам из разных древних культур.









Стелла _ 1985

Керамическая скульптура
+ железооксидная глазурь



ШАРЛОТТА ПЕРРИАН

( CHARLOTTE PERRIAN_ 1903 – 1999)

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand, 24. 10. 1903 – 27.10.1999) — французская модернистка, архитектор, дизайнер, фотограф, коллажист и автор увлекательных мемуаров. Она прожила 96 лет и, по праву, считалась участницей событий, связанных со становлением и развитием европейского модернизма.

Шарлотте Перриан было 24 года, когда она присоединилась к архитектурной студии Ле Корбюзье. В том самом помещении старинного монастыря на рю дю Севр, 35. По легенде Корбюзье посмотрел на ее эскизы и сказал, что они не занимаются вышивкой подушек. Перриан ушла, а на следующий день Ле Корбюзье увидел выставку ее проектов и сам попросил вернуться. Все это было в 1927 году, после чего они втрорем (Ле Корбюзье, его кузен Пьер Жаннере, который стал любовником Шарлотты, и она сама) плодотворно работали вместе в течение десяти лет. Втроем они спроектировали культовую мебель ХХ века — предметы из гнутых стальных трубок — минималистичные и невероятно авангардные.










Книжный стеллаж для «Мексиканского дома», 1953.


складной стул, 1953.


Компания Cassina обладает эксклюзивными правами на производство предметов Шарлотты Перриан.











ЖАН ПРУВЕ

( JEAN PRUVE_ 1901–1984 )

По словам Жана Пруве "созданное на века может стать пережитком прошлого, а созданное для одного поколения проживет не одно столетие".
Французский дизайнер, архитектор-самоучка и инженер Жан Пруве (Jean Prouvé 1901–1984) прославился простыми конструкциями из стали и алюминия: сборными домами, столами, стеллажами и стульями. Сам себя считал по преимуществу инженером.
Его вещи узнают по характерным кругам — декоративным отверстиям в конструкциях. Творчеству Пруве посвящен целый зал в Центре Помпиду. Его имя на устах у коллекционеров; cегодня сразу несколько парижских галерей пропагандируют моду на его «сиротскую» мебель.

Сборные дома и мебель, сверхлёгкие орнаментальные конструкции навесных фасадов, мебель из гнутой фанеры и витой стали, - сегодня всё это, наверняка, не вызывает у нас никакого удивления. Однако в начале XX века Жан Пруве стал настоящим новатором промышленного дизайна, дав толчок образованию стиля «хай-тек».









Элемент двери, 1948


В 2001 году права на воспроизводство мебели Пруве выкупила компания Vitra. В 2011 вышла первая серия переизданий, а в 2015 вновь увидела свет легендарная офисная мебель мастера.










УОЛТЕР ДАРВИН ТИГ


( WALTER DARWIN TEAGUE_ 1883-1960 )

Известный американский ди­зайнер первого поколения, об­щепризнанный "Король индус­триального дизайна". Один из организаторов Общества про­мышленных дизайнеров Аме­рики.
В 1927 г создал дизайн-бюро. Один из немногих, с кого началась эпоха коммерческого дизайна, тяготеющего к стайлингу, но отличающегося тонким вкусом и высокими потребительскими качествами.

Он сотрудничал также с крупнейшими американскими корпорациями, такими как "Форд", "Юнайтед Стейтс стайл", "Дюпон", "Вестингауз", проектируя в 50-е годы самые разнообразные изделия - от оптических инструментов до упаковки стеклянной посуды. Тиг отвечал за проектирование кожуха фотокамеры "Полароид" (1948).








Радио "Ноктюрн" _ 1936

Звук "Экономического чуда"
В 1950-1960 гг. прошлого века во многих странах как в Европе, так и за ее пределами отмечался быстрый экономический подъем. Многие новые фирмы вышли на рынок и целый ряд новых продуктов соперничал друг с другом за клиентов.
Продукты, такие как печатные машинки или камеры, были разработаны и произведены в более широких вариациях для все более четко определенных групп пользователей.

По мере того, как электрические сети становились все более мощными, к растущему количеству механических устройств присоединились многочисленные электрические приборы, которые все время боролись за свое положение на рынке. От электрических бритв через электрические миксеры и вентиляторы до портативных радиоприемников - они проникают во все новые и новые сферы повседневной жизни.

Будь то механический или электрический, каждый из этих продуктов принес с собой новый звук.

Более детально ознакомиться с "новыми звуками" можно в приложении «Sound of Design» по ссылке https://sound-of-design.de/, где можно насладиться довольно интересным музыкальным миксом из звуков и музыки определенной исторической эпохи, сочетающей в себе звуки электрических приборов, которые выделяются своим новаторским дизайном и звуками, характерными для этой эпохи.






ВЕНТИЛЯТОРЫ _ QL-1 и HL-1 _ 1960-тые

РАДИО Toot-a-loop, R-72S _ 1960-тые

КАМЕРА Polaroid Mod.95 _ 1940-вые
МИКСЕР_BOSCH-НМ/Q1/220/A1_ 1950-тые
ТЕЛЕФОН_Siemens & Halske AG _ 1950-тые
СЛАЙД-ПРОЕКТОР_Kodak AG _ 1950-тые
ПЕЧАТНАЯ (слева) и ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ машины _ 1950-тые


ИНГО МАУРЕР

( INGO MAURER_ 1932–2019 )

В тесном сотрудничестве с Инго Маурером и его командой было разработано комплексное шоу, которое включает в себя все, начиная с раннего дизайна в виде светильника "Bulb" и вплоть до его последних светильников, с более чем 80 объектами, а также моделями и фотографиями.
Инго Маурер посвятил себя почти исключительно свету с 1966 года, и с помощью своего светильника «Bulb» он выпустил свое первое знаменитое заявление в виде культовой лампочки. С тех пор он и его команда в своей мюнхенской мастерской занимались разработкой оригинальных и сложных световых объектов и концепций освещения как для частных, так и общественных помещений, а также для впечатляющих уникальных мероприятий.

В конце 1980-х Маурер впервые начинает создавать световые инсталляции, не предназначенные для серийного производства, а представляющие собой штучные произведения светового искусства. Первым опытом стала его выставка 1989 года в Фонде современного искусства Cartier (Fondation Cartier pour l'Art Contemporain) Ingo Maurer: Lumière Hasard Réflexion. С тех пор его светильники и световые композиции регулярно участвовали в выставках, в том числе персональных.

Маурера по праву считали художником, достойным лучших музейных площадок. А индустрии он был необходим как дизайнер, который способен быстро и эстетически легализовать новую технологию. То есть Маурер придумывал головокружительную инсталляцию, дарил идею, которая потом рассеивалась в коммерческих светильниках очень многих компаний. Никто, например, столько не экспериментировал со светодиодами (LED). И никто больше, чем он, небыл увлечен органическими светодиодами (OLED).


Быть оригинальным несложно, если следовать зову своего сердца. Лучший свет исходит прямо из самой души.
Инго Маурер
В 1966 году Инго Маурер создал легендарный "Bulb" — светильник в форме лампочки накаливания с лампочкой накаливания внутри. Это было так просто и оригинально, что модель тут же попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.



В 1985-м в Центре Жоржа Помпиду на выставке «Светильники, я думаю о вас» мастер показал инсталляцию "YaYaHo" из проводов и галлогенок.
В 1980-е годы году Инго Маурер и его команда стали первыми экспериментировать над созданием не просто светильников, а целых световых систем. В 1984 году увидела свет их инновационная разработка YaYaHo, состоящая из взаимозаменяемых горизонтальных (и иногда вертикальных) элементов с галогеновыми лампочками. Система имела феноменальный успех, и Маурера пригласили создать аналогичные световые системы для выставки Lumieres je pense a vous в парижском Центре Помпиду, Института французской архитектуры в Париже, Виллы Медичи в Риме.


YaYaHo _ 1984

Маурера называли «поэтом света», он действительно умел придать сугубо функциональным осветительным приборам статус арт-объектов. Но при этом делал это с большим юмором. Его дизайн зачастую был ироничен и самоироничен, как, например, знаменитая люстра "Porca Miseria" 1994 года, словно имитировавшая взрыв в посудной лавке в замедленной съемке. Его нонконформизм был добрым и веселым. «Я люблю веселить и забавлять людей», — говорил он.


PORCA MISERIA _ 1994

Дизайнер обожал «несерьезные» образы, проектируя при этом сложнейшие высокотехнологичные системы света. И учил выбирать не светильник, а излучаемый им свет. «34 бабочки из черной или белой бумаги «Munken Lynx» и одна красная стрекоза...». Изготовитель бумаги - польско-шведская компания «Arctic Paper». Другие конструкционные материалы: сталь, фарфор, стекло. Источник света: светодиодный модуль с тёпло-белым излучением.
Очень нежными и романтичным выглядят светильники "La Festa delle Farfalle" («Праздник бабочек»).
La Festa delle Farfalle _ 2019

Светильник "Luzy Take Five", 2018. Сделан из рабочей резиновой перчатки и лампочек. Предназначенные для придания промышленной привлекательности домашней или офисной обстановке, матовые лампочки, висящие на кончиках гибких пальцев, - это огни, которые обычный ум не мог себе представить.
Эти осветительные приборы в форме перчаток предназначены для того, чтобы проливать свет либо указательным пальцем, либо всей рукой.
Глядя на эти светильники, мы можем сказать, что лампочки бесшумно ведут свою революцию вместе с другими светильниками. Недовольные своей обычной жизнью и ограниченными функциями, они теперь находят инновационные способы освещения с помощью ярких дизайнов.





Светильник LUZY TAKE FIVE _ 2018

"Golden Ribbon" — роскошная «Золотая лента» — была придумана Инго Маурером в 1994 для выставки в Тель-Авиве, затем появились и другие. Каждый из экземпляров неповторим, имеет свои размеры и рельеф.



GOLDEN RIBBON _ 1990/2019

Оригинальнейший концепт "Light Cone" — освещение без светильника: просто воронки в потолке,
через которые льется свет. Или "Flying Flames" — мерцающие свечки.



FLYING FLAMES _ 2013

Flying Flames _ Ingo Maurer

В последние годы Маурер много работал с японской рисовой бумагой и создавал светильники, навеянные японской культурой и искусством и, в частности, традицией изготовления бумажных фонариков. В этом он был близок другому мастеру, Исаму Ногучи (Isamu Noguchi), и во многом черпал вдохновение в его "световых скульптурах" Akari Light Sculptures. Бумажные абажуры создавались в соавторстве с дизайнером Дагмар Момбах (Dagmar Mombach) в ее студии, а сами светильники получили название MaMoNouchies (аббревиатура от Маурер, Момбах и Ногучи).



Инго Маурер удивлял креативным подходом и инновациями, а не просто играми с формой. Также очень необычной на экспозиции была "Лампа-галлюцинация", технология голограмм не новая, но в его воплощени : эффект пустого абажура, в котором под определенным углом возникает совершенно объемная и совершенно беспроволчная лампочка - абсолютно волшебен.



Лампа "Галлюцинация"
Made on
Tilda